Почему занятия музыкой полезны в любом возрасте?

11/09/2020

Содержание статьи:

Нет сомнений в том, что музыка играет важную роль в культурах всего мира и является неотъемлемой частью каждого общества. Создание музыки было одним из основных действий человека с доисторических времен. Хотя у нас нет официальных записей, поскольку ранняя музыка не передавалась из поколения в поколение, были найдены вырезанные из костей флейты, свидетельствующие о наличии музыки в ранней цивилизации. Мы знаем, что простое прослушивание музыки может вызвать изменения в настроении, поведении и физиологических функциях организма, которые легко обнаруживаются, как, например, частота дыхания, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Музыка также воспринимается по-разному в зависимости от уровня знаний и знакомства с ритмом и жанром. Мы не можем отрицать, что музыка имеет значительную силу в нашем мире; даже ведущие университеты уделяют большое внимание музыкальному образованию и занятиям музыкой. В частности, игра на музыкальном инструменте была широко исследуемой темой в нейробиологии в последние десятилетия. Было доказано, что занятия музыкой улучшают когнитивные способности за счет улучшения нейронной связи между левым и правым полушариями мозга, что приводит к положительному влиянию на память, способность к обучению, мелкую моторику, словесно-логическое и невербальное мышление, в результате чего мозг в целом гораздо продуктивнее работает в самых разных сферах жизни.

Связь между академическими достижениями и музыкой прослеживается на протяжении всей истории человечества. Альберт Эйнштейн, один из самых умных людей в истории, был скрипачом. Его мать купила ему скрипку в начальной школе, и он приписывает свой интеллект своей способности играть классические произведения Моцарта и Баха на скрипке. Размышляя над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока к нему не приходило верное решение. Тогда он говорил: «Ну вот, теперь я разобрался, в чем тут дело!» Основоположники квантовой механики и Нобелевские лауреаты Вернер Карл Гейзенберг и Макс Планк в свои молодые годы освоили фортепиано и прекрасно играли. Один из отцов-основателей США Томас Джефферсон использовал музыку и свою скрипку, чтобы написать Декларацию независимости, когда он не мог подобрать правильные слова. Музыка помогла Джефферсону перенести его мысли из головы на бумагу. Фридрих Ницше, прежде чем стать всемирно известным философом, в юном возрасте много времени проводил за фортепиано. Известны случаи, когда к математикам приходили решения задач и уравнений во время импровизаций на музыкальных инструментах. В наши дни технологии нейробиологии, такие как МРТ и ПЭТ-сканирование, значительно расширили способность понимать влияние музыки на мозг.

Недавние исследования показывают, что нейрофизиологическое различие формируется, когда ребенок активно учится игре на музыкальном инструменте. Мозг учится слышать и интерпретировать звуки, что присуще только игре на инструменте, и невозможно во время простого прослушивания музыки. Это отлично подходит для развития мозга, потому что, поскольку мозг все еще развивается, он меняет естественный ход нейронной коммуникации, чтобы стать более совершенным и усложнить соединение левого и правого полушарий. В результате человек способен лучше обрабатывать сложную информацию. Игра на музыкальных инструментах предполагает взаимосвязь между двигательными, сенсорными, слуховыми, визуальными и эмоциональными компонентами центральной и периферической нервной системы. Эта полная умственная тренировка мозга включает художественные и эстетические аспекты обучения, что является уникальной особенностью игры на музыкальном инструменте, которую человек не может стимулировать никакими другими видами деятельности, даже занятиями спортом. Сочетание лингвистической и математической точности в левом полушарии приучается работать в координации с творческими и новыми функциями в правом полушарии. Это увеличит активность мозолистого тела мозга, соединяющего правое и левое полушарие, позволяя сообщениям проходить через мозг быстрее и по более разнообразным маршрутам. Улучшенная коммуникация между полушариями затем преобразуется в улучшенную способность музыканта более эффективно и творчески подходить к решению задач и проблем в академической и социальной среде.

Было проведено множество исследований, подтверждающих усиление работы мозга у музыкантов по сравнению с их коллегами, не являющимися музыкантами. В 2005 году при помощи использования технологии МРТ для измерения количества белого вещества, обнаруженного в мозге детей, подростков и взрослых, которые регулярно играют на музыкальных инструментах, учеными было обнаружено, что инструментальная практика увеличивает миелинизацию нервных волокон. Ученые пришли к выводу, что занятия музыкой – это эффективный способ улучшить структуру белого вещества, особенно когда нейронные проводящие пути еще не достигли полного развития. У детей корреляция была обширной: длительное обучение, начинающееся в детстве, стимулирует регионально-специфическую пластичность миелинизированных проводящих путей. Другое исследование, проведенное неврологами из Гарварда, показало, что объем серого вещества в двигательных, слуховых и зрительно-пространственных областях мозга у музыкантов гораздо больше, чем у людей, не занимающихся музыкой. Это связано со структурной адаптацией в ответ на приобретение навыков в течение длительного периода и многократное повторение этих навыков. Верхняя теменная область также играет важную роль в интеграции сенсорной информации. Она обеспечивает управление двигательными операциями, проявляя при этом большую активность в навыке чтения и игре с листа, которым музыканты овладевают для исполнительского мастерства.

Об улучшении памяти и способности к обучению также сообщалось из нескольких научных источников. Проведенные научные изыскания показали, что игра на музыкальных инструментах может привести к многочисленным структурным изменениям в мозге всего после 15 месяцев обучения в раннем детстве. Эти изменения коррелируют с улучшением определенных моторных и слуховых навыков. Например, гиппокамп, влияющий на память и способность к обучению, увеличивает нейронные связи и нейрогенез во время развития, когда ребенок обучается игре на музыкальном инструменте. Это приводит к улучшению способности к обучению и активности памяти. Это также подтверждается исследованиями людей с амузией (тональная глухота, препятствующая базовым музыкальным навыкам и восприятию), у которых меньше белого вещества в областях мозга по сравнению с нормальными людьми, особенно с теми, кто активно занимается музыкой. Согласно исследованиям, генерация, накопление и извлечение из памяти информации у музыкантов происходит быстрее и эффективнее. Этот процесс подсознательно тренируется при обучении игре на музыкальном инструменте из-за взаимосвязи между зрительными, слуховыми и двигательными функциями и активностью, происходящей в мозгу во время занятий музыкой.
В исследовании по вопросам влияния занятий музыкой на память, проведенном в 2011 году, взрослых людей поделили на три группы: музыканты, которые учились игре на музыкальном инструменте более десяти лет, и те, кто играл от одного года до девяти лет, а также контрольная группа, которая никогда не училась музыке. Затем каждый из испытуемых прошел комплекс нейропсихологических тестов. Группа взрослых, проучившихся музыке не менее десяти лет, показала самые высокие результаты в таких областях, как невербальная и зрительно-пространственная память, наименование объектов, а также принятие и адаптация новой информации.

Учеными Северо-Западного университета США было произведено исследование, в котором основное внимание уделялось общественной музыкальной программе для детей из малообеспеченных семей. Исследование показало прямые доказательства того, что музыкальное обучение оказывает биологическое влияние на развивающуюся нервную систему ребенка. Результаты исследования показывают, что учащиеся, которые активно участвовали (два раза в неделю) в уроках интерактивной музыки, набрали более высокие баллы на тестах по чтению и показали большее улучшение способности своего мозга обрабатывать речь, чем их сверстники, реже посещающие или совсем не посещающие музыкальные занятия. Кроме того, 93% старшеклассников из этой программы поступают в высшие учебные заведения, тогда как 50% их сверстников, воспитывавшихся в тех же районах, но не занимавшихся музыкой, бросают обучение. Интересно, что это исследование опровергает миф об «эффекте Моцарта», который утверждает, что простое прослушивание определенных жанров музыки улучшит интеллект. При помощи использования скальповых электродов для определения того, насколько насыщенно и многообразно мозг способен интерпретировать звуки (это усиливается за счет игры на музыкальных инструментах), данное исследование подтверждает, что обработка мозгом музыки имеет близкое сходство с обработкой речи из-за трех общих знаменателей: высоты звука, длительности и тембра.
Помимо того, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве приносит пользу мозгу на всю жизнь, занятия музыкой во взрослом возрасте также могут улучшить работу мозга, помогая уменьшить потерю памяти и когнитивных функций. Результаты исследования людей, которые начали заниматься музыкой во взрослом возрасте, показали, что через шесть месяцев обучающиеся продемонстриовали более устойчивые улучшения в памяти, беглости речи, скорости, с которой они обрабатывали информацию, и в других когнитивные функциях по сравнению с теми, кто не занимался музыкой. Занятия музыкой улучшают рабочую слуховую память - необходимую для импровизации, запоминания, попадания в ритм и для настройки инструмента, - а это помогает укрепить в более позднем возрасте объем памяти, который облегчает коммуникативные и когнитивные способности.

Сенсомоторная интеграция и слухомоторные взаимодействия являются более значительными у тех, кто играет на музыкальных инструментах, чем у тех, кто этого не делает. Игра на музыкальных инструментах, будь то струнные, клавишные или духовые, требует точного сопоставления музыкальной ноты (звука) и пальца, используемого для исполнения этой конкретной ноты (движения). Функциональные нейровизуализационные исследования и исследования с участием пациентов с повреждением головного мозга показывают связь между системами двигательного контроля (то есть синхронизацией, последовательностью, пространственной организацией, движением) и несколькими корковыми и подкорковыми областями. К наиболее важным сферам деятельности относятся мозжечок, базальные ганглии и дополнительная моторная область. Кора мозжечка играет важнейшую роль в планировании, подготовке, выполнении и контроле последовательных движений пальцев. Пациенты с поражением мозжечка имеют нарушенную способность выполнять задания на восприятие и моторику, а повреждение базальных ганглиев также ухудшает синхронизацию движений. Слуховые области височной доли мозга постоянно стимулируются при игре на музыкальных инструментах, что дает больше причин для увеличения мозгового вещества в этих областях.

Связь между игрой на музыкальном инструменте в детстве и улучшением речевых способностей в результате длительных функциональных изменений мозга, является не менее важной темой исследований влияния музыки на мозг. Дети, проучившиеся игре на музыкальных инструментах не менее 3 лет, превзошли своих сверстников из контрольной группы по способности к слуховому распознаванию и по мелкой моторике, а также по словарному запасу и навыкам невербального мышления. Кроме того, в 2015 году было опубликовано исследование, в котором изучались сходства между изучением иностранных языков и практикой игры на музыкальных инструментах. В обеих ситуациях улучшилась обработка релевантных звуков и увеличилась способность подавлять нерелевантные звуки. Даже по прошествии одного года изменения мозга, вызванные занятиями, сохранялись, что свидетельствует о неизменных преимуществах раннего обучения детей музыке. Сходство между этими двумя процессами в нашем мозге состоит в одних и тех же акустических сигналах – в длительности, высоте звука и тембре - для передачи значений.
Игра на музыкальном инструменте - одна из самых сложных и требовательных когнитивных задач, которые может решить мозг, - и это очень полезный опыт для любого человека как на эмоциональном, так и на биологическом уровне. Замечательное сенсомоторное взаимодействие, которое тренируется в процессе игры, может быть применено ко многим другим задачам, с которыми можно столкнуться в своей жизни. Игра на музыкальном инструменте требует интеграции слуховой, зрительной и моторной областей нашего мозга – и это потрясающе. Этот мозговой оркестр улучшает развитие нейронов правого и левого полушарий, а улучшение работы мозга – это несомненное улучшение жизни во всех ее областях.

Хиты продаж МузZone: