Содержание статьи:
Традиционный микшер образует центральный узел для подключений ко всему остальному оборудованию в студии и от него, и обеспечивает контроль над большинством параметров микса. По этой причине микшер обычно считается сердцем студии, и, хотя некоторые музыканты теперь предпочитают микширование на компьютере, многие все еще так делают и всегда будут применять автономный микшерный пульт.
На современном рынке доступны микшеры самых различных форматов и размеров, и, хотя многие из них имеют одни и те же основы, существует множество вариантов и опций на выбор. Поскольку микшерный пульт, вероятно, будет одной из самых крупных покупок, которые вы сделаете для своей студии или концертной деятельности, особенно важно знать точные требования перед покупкой. Исторически микшеры разрабатывались специально для использования на концертах или в студии, в то время как в наши дни, особенно на низком и среднем сегменте рынка, гибкость, заложенная в их конструкции, означает, что один и тот же микшер часто может быть успешно использован в любой среде. Собираетесь ли вы использовать свой микшер для студийной работы, для концертного использования (FOH) или как мониторный микшер, вы всегда должны учитывать различные сценарии, с которыми вы можете столкнуться в дальнейшем. Недостаточное количество входов, выходов и дополнительных посылов является наиболее распространенным несовершенством микшерных пультов, по этой причине в микшере должно быть несколько каналов про запас, поскольку они могут понадобиться позже.
Несмотря на то, что даже самые несложные пульты могут представлять трудность для новичка, как только вы поймете, в чем состоят принципы функционирования одного входного канала и мастер-секции, вы уже почти разобрались - в конечном итоге все можно разбить на входы и выходы. Входная секция пульта обычно имеет микрофонные входы на симметричных разъемах XLR, линейные входы на несимметричных разъемах «джек» или часто их комбинацию. Любой входной канал будет иметь набор элементов управления обработкой сигнала, таких как чувствительность, эквалайзер, панорамирование и дополнительные посылы. Выходная секция группирует все входы, готовые для любой последующей обработки, перед отправкой на основной стереовыход. Иногда на пульте наличествуют подгруппы или шины, при помощи которых отдельные каналы могут быть скомбинированы вместе, чтобы сформировать субмикс, что позволяет управлять ими всеми с помощью одного фейдера, прежде чем собственный выход группы будет отправлен в мастер-секцию.
Аналоговый микшерный пульт ALLEN & HEATH ZED16FX
Многие звукорежиссеры по-прежнему отдают предпочтение аналоговым микшерам на том основании, что они предлагают «теплый» звук и простую и традиционную компоновку. Сходство интерфейсов различных аналоговых микшерных пультов позволяет пользователям очень быстро и эффективно изучать новые модели и управлять ими. В частности, трудно превзойти звук аналогового эквалайзера, и некоторые звукорежиссеры проводят долгие часы, пытаясь имитировать этот звук с помощью цифровых систем. В аналоговом микшере блоки эффектов, например, компрессоры, гейты и ревербераторы, подключаются посредством использования особенных входов и выходов, известных как AUX (посыл-возврат) и INSERT (разрывы). Это предоставляет большую гибкость, но настройка может занять достаточное количество времени.
Цифровой микшерный пульт BEHRINGER X32
Цифровые пульты обычно предлагают функции, аналогичные аналоговым микшерам, но их работа может быть совершенно иной. Использование нового цифрового микшера иногда может быть несколько проблематичным в силу того, что обычная функция, которая находится на основной поверхности аналогового микшера, вместо этого может быть скрыта за серией экранных меню. Тем не менее, по мере того как будет происходить ознакомление с ними, станет безусловным фактом превосходство цифрового пульта с такими полезными функциями, как встроенная обработка сигналов, сохранение целых миксов и автоматизация параметров. Мощность обработки цифровых пультов предоставляет возможность им запускать как эффекты, так и внутреннюю обработку сигналов, обеспечивая компрессоры, реверберацию и другие встроенные эффекты на каждом канале, без использования какого-либо внешнего оборудования. Хотя этот тип внутренней обработки был с энтузиазмом воспринят в студиях звукозаписи, в концертной среде необходимость немедленного доступа к параметрам заставила звукорежиссеров настроиться чуть более скептически. Однако изготовители стремятся решать подобные проблемы, и многие теперь предоставляют новые операционные системы, имеющие более быстрое тактильное управление, идентичное традиционным микшерным пультам.
Аналоговый микшерный пульт BEHRINGER XENYX QX1002 с USB-интерфейсом
Пульты со встроенными подключениями к компьютеру действуют как обычные аналоговые (или иногда цифровые) микшеры, но с дополнительным преимуществом наличия встроенных аудиоинтерфейсов. Если вы ищете автономный аналоговый пульт для применения в сочетании с ПО для записи на вашем компьютере, тогда вы можете подумать о пульте со встроенным USB или FireWire. Некоторые из них предлагают простой стереоинтерфейс с DAW, тогда как более продвинутые пульты обеспечивают полную многодорожечную запись и микширование и зачастую предлагаются в комплекте с ПО.
Активный микшерный пульт DYNACORD POWERMATE 600-3
Активные микшеры в основном используются на небольших концертных площадках и, в сущности, представляют собой обычные микшеры, оснащенные внутренним усилителем мощности. Это удобная функция для музыкантов, которым нужна удобная и легко настраиваемая портативная акустическая система - все, что требуется, это подключить микрофоны и инструменты ко входам, динамики к выходам, и можно начинать. Одной из слабых сторон пультов с усилителем является то, что, если позже вам будет необходимо больше мощности, может быть сложно добавить дополнительные усилители и динамики. Некоторые пульты оснащены стереовыходом предусилителя, позволяющим отправить сигнал на внешний усилитель.
Значительная часть пультов средней и высокой стоимости основаны на очень похожих наборах функций и, в большинстве случаев, различаются только качеством и численностью каналов и функций. Следует более подробно рассмотреть некоторые из этих основных функций, поскольку их объяснение должно обеспечить лучшее понимание основ микширования и будет полезно в самых разных ситуациях.
Большая часть поверхности микшера обычно состоит из полос каналов - обычно это продольные вертикальные полосы, проходящие через микшер, которые позволяют индивидуально обрабатывать и контролировать каждый входной сигнал. Большинство каналов обычно монофонические, и они обычно используются для микрофонов, но в некоторых случаях и для инструментов – например, для гитар. Пульты часто также включают в себя несколько стереоканалов, которые позволяют подключать клавиатуры, устройства воспроизведения и субмикшеры, и, как правило, предлагают
меньше функций, чем на обычных моноканалах. Каждая «полоса» канала включает в себя некоторое количество элементов управления обработкой сигналов.
Подгруппы предоставляют возможность группировать отдельные каналы прежде, чем их сигнал будет отправлен в мастер-секцию. Фейдер (один или два) позволяет пользователю глобально управлять уровнем звучания коллектива, что наиболее полезно, например, для бэк-вокала и ударных. У них могут быть собственные выходы для многодорожечной записи, а также точки разрыва и/или дополнительные посылы для того, чтобы подключить процессоры обработки сигналов. Пульты с подгруппами будут иметь набор кнопок, располагающихся возле фейдеров каналов, чтобы определить, в какую группу (группы) направляется сигнал. Подгруппы обычно являются стереофоническими, и в этом случае информация о панорамировании канала также передается подгруппе.
Здесь все сигналы собраны вместе, готовые к любой окончательной обработке перед распределением на выходы, которые могут варьироваться от одного стереовыхода до нескольких выходов, включая отправку на магнитофоны, динамики, наушники и многое другое. Здесь также можно найти точки вставки, а также мастер-фейдер (-ы), и, возможно, дополнительный эквалайзер и встроенную обработку эффектов, особенно на микшерах, специально предназначенных для концертного использования.
Регулятор чувствительности или потенциометр обычно находится в верхней части канальной линейки возле входного разъема. Чувствительность также порой именуют «подрезкой», так как это регулятор, используемый для настройки входного сигнала на правильный уровень для остальных каналов микшера. Необходимо провести тщательную настройку, чтобы гарантировать, что сигнал не будет слишком «разогретым», что может спровоцировать искажение из-за ограничения или перегрузки канала, а также чтобы он не был настолько низким, чтобы получить плохое соотношение сигнал / шум. Слабые в этот момент сигналы потребуют дальнейшего усиления по аудиоканалу, что повлечет за собой увеличение уровня шума. Правильная настройка регулятора чувствительности обеспечивается визуальным измерением в той или иной форме, от одного светодиода с зажимом на бюджетных моделях до полноэкранных светодиодных индикаторов или индикаторов уровня громкости на более дорогих пультах. Недорогие микшеры обычно имеют неплохие параметры измерения в мастер-секции, и это можно использовать для настройки чувствительности отдельных каналов с помощью PFL.
Эквалайзер используется для усиления или ослабления определенных частот звука. Несмотря на то, что поначалу этот термин предназначался для описания коррекции или выравнивания звука, сейчас он так же часто используется как способ усиления сигнала. Существует несколько различных типов эквалайзеров, но микшеры неизменно предлагают какую-либо вариацию параметрического эквалайзера на канальных линейках, а в некоторых случаях и графический эквалайзер в мастер-секции. В параметрическом эквалайзере представлено до 3 регуляторов - это усиление полосы (которое при обратном действии называется срезанием), центральная частота и полоса пропускания или Q, которая определяет, насколько далеко от центральной частоты эффективна регулировка усиления. Немаловажно знать, что любое примененное усиление или срезание будет иметь форму колокола вокруг центральной частоты. Эквалайзеры со всеми тремя этими элементами управления на полосу известны как полностью параметрические; те эквалайзеры, у которых наличествует только усиление и частота являются полупараметрическими; а эквалайзеры, работающие на фиксированных частотах, вообще не считаются параметрическими, их уместнее определить как регуляторы тембра. Графические эквалайзеры работают на нескольких фиксированных частотах, каждая из этих частот управляется индивидуальным ползунком.
Фильтр высоких частот также обычно находится в верхней части канала и является полезным инструментом, позволяющим обрезать низкие частоты, которые в противном случае могут загромождать ваш микс. Фильтр высоких частот особенно важен для устранения грохота, улавливаемого микрофонами, либо от низкочастотных источников на сцене, таких как басовые кабинеты и «бочки», либо от шагов, передаваемых через микрофонную стойку. Большинство фильтров высоких частот имеют фиксированную частоту, в большинстве случаев около 100 Гц, но в некоторых микшерах предусмотрен отдельный контроль над этим.
Подавляющей части конденсаторных микрофонов и ди-боксов для функционирования требуется электрическое питание, которое иногда может подаваться от батареек, но в большинстве случаев от фантомного питания. В зависимости от микшера фантомное питание включается и выключается персонально для канала или глобально по нескольким каналам и распределяется на исходное устройство посредством такого же кабеля, по которому передается аудиосигнал. Как правило, если отправить фантомное питание на ленточные микрофоны, которым оно не нужно, оно способно повредить их, поэтому убедитесь, что вы выбрали модель с отдельными переключателями, если
собираетесь их использовать. Фантомное питание часто обозначается как + 48В, что является аббревиатурой от стандартного требуемого напряжения 48 вольт.
Прямые выходы обычно конфигурируются перед эквалайзером (хотя иногда его можно переключать) и, как правило, располагаются на каждом канале. Подключаясь напрямую к многодорожечному записывающему устройству или DAW, можно записывать базовый сигнал каждого канала без обработки - затем он может быть возвращен в микшер для дальнейшего сведения. Прямые выходы находят хорошее применение в концертной среде для создания записей, которые впоследствии будут микшироваться.
Разрыв канала обеспечивает как вход, так и выход, обычно на одном разъеме TRS (выход – вход – общий контакт). Обычно они находятся рядом с входными соединениями и относятся к соответствующему каналу. Поскольку они передают весь сигнал, их, как правило, пускают в ход для подсоединения динамических процессоров, например, компрессоров и шумоподавителей.
Вспомогательные входы-выходы или AUX являются необходимой функцией для подключения внешних процессоров эффектов и предназначаются для отправки копии сигнала с одного или нескольких каналов на внешнее устройство, такое как блок реверберации, уровень с каждого канала приводится в движение собственным регулятором. Пульт обычно имеет мастер-контроль над микшированием посылов AUX со всех каналов. Вспомогательный возврат или Aux Return - это стереовход, предназначенный для обратного сигнала от блока эффектов, и обычно он подается непосредственно на шину микширования. У больших микшеров есть несколько вспомогательных шин для использования с несколькими блоками эффектов. Еще одно распространенное использование Aux — это создание отдельных миксов для наушников при студийной работе или для мониторов при сценических миксах в живом исполнении. Для этого вида использования должен применяться режим PFL.
Ручки панорамирования служат для управления балансом сигнала каждого канала, который отправляется на левый и правый выходы - центральное положение отправляет одинаковое количество на оба, в результате чего кажется, что звук исходит из середины стереополя.
PFL (Pre-Fade Listen, прослушивание до фейдера громкости) и AFL (After-Fade-Listen, прослушивание после фейдера громкости) являются средствами отмены нормальной маршрутизации сигнала или соло одного или нескольких каналов для разных намерений. PFL отправляет сигнал на выходы мониторов независимо от того, в каком положении находится фейдера канала и в это же время отключает звук для других каналов. Иначе говоря, PFL предоставляет возможность перевести канал в соло-режим, даже в том случае, когда фейдер полностью опущен. AFL предоставляет идентичную функцию, но оставляет без изменений эффект фейдера канала.
Немаловажно знать, что на большинстве пультов эти функции влияют только на выходы монитора и не влияют на основной, линейный или вспомогательный выходы.
Это кнопка позволяет замутировать определенный канал - отключить звук, независимо от того, в каком положении находится фейдер. Повторным нажатием кнопки Mute пользователь имеет возможность незамедлительно возвратить канал в его предыдущее положение без сброса уровня, как это было бы в том случае, если бы для его отключения использовался фейдер.
Внизу каждой полосы канала будет либо фейдер, либо поворотный регулятор, управляющий уровнем сигнала, отправляемого на основной выход - микшеры высокого класса, как правило, имеют более длинные «ходовые» фейдеры с более высоким разрешением