Содержание статьи:
Цифровое пианино, также известное как электронное пианино, способно с большой точностью имитировать звук акустического фортепиано. Цифровая версия акустического инструмента пользуется большой популярностью по многим причинам. Пожалуй, самая важная причина — это цена: цифровое пианино намного доступнее акустического. Также цифровой инструмент позволяет регулировать громкость и использовать наушники. Кроме того, цифровое пианино позволяет воспроизводить множество других звуков, отличных от классического фортепианного звучания. Еще одним важным фактором является то, что цифровое пианино весит намного меньше акустического, что упрощает транспортировку и перемещение. Наконец, цифровой инструмент не нуждается в настройке.
Одна из наиболее важных вещей, которые необходимо учитывать при покупке цифрового инструмента, — это имитируемый им звук акустического фортепиано. Разные производители используют разные методы для получения аутентичного акустического звука.
Самый распространенный метод — это сэмпл, то есть запись каждой клавиши при ударе по ней на фортепиано. Каждый звук имеет свои собственные обертоны в дополнение к резонансам струн и т. д. В высококачественных моделях эти фоновые шумы и резонансы записываются отдельно, чтобы лучше передать характер фортепиано.
В дополнение к высококачественной симуляции фортепиано часто доступно множество других звуков или технических опций. Звуки мелодических инструментов - таких как аккордеоны, органы, синтезаторы, флейты, и звуки ритмических инструментов – таких как барабаны, перкуссии, вибрафоны, теперь входят в стандартную комплектацию большинства моделей.
Некоторые цифровые пианино имеют встроенные электронные эффекты, такие как эхо, реверберация или хорус. Инструменты со звуками электронного органа иногда включают и эффект вращающихся динамиков (эффект Лесли). Однако, эффекты могут вообще не потребоваться, и профессионал наверняка будет использовать свой собственный, отдельный процессор эффектов, что обычно приводит к значительно лучшим результатам. С другой стороны, встроенные эффекты могут улучшить характеристики звука, допуская различные цвета/нюансы тона. Есть много способов использовать звуковые эффекты, но наиболее важным является звук, который вы хотите получить.
По механике клавиатуры инструменты подразделяются на три типа:
Это самый легкий механизм, который обычно используется в синтезаторах, клавиатурах начального уровня и многих других клавишных инструментах, которые не стремятся имитировать ощущение игры на акустическом фортепиано.
В невзвешенной клавиатуре используется базовый подпружиненный механизм. Клавиши обычно тонкие и маленькие, на ощупь они легкие. Невзвешенная клавиатура будет не слишком удобна для пианистов, поскольку она не имеет сопротивления и кажется упругой. Невзвешенные клавиши не оказывают сопротивления, необходимого для развития навыков игры на фортепиано. По этой причине новичкам после практики на инструменте с синтезаторной клавиатурой будет трудно перейти на акустическое пианино.
В то же время для некоторых типов музыки (кроме классической фортепианной) невзвешенная клавиатура предпочтительна из-за ее играбельности и легкости, что идеально подходит для партий соло-синтезатора, органных мелодий и т. д.
Большинство клавиатур, расположенных чуть выше уровня «новичок», имеют полувзвешенное действие. Полувзвешенная клавиатура похожа на синтезаторную, но при этом обеспечивает немного большее сопротивление и лучший контроль.
В полувзвешенной клавиатуре применяется такой же подпружиненный механизм, но в отличие от невзвешенной, клавиатура кажется тяжелее из-за более жестких пружин или дополнительных весов.
Вследствие этого, возвращение клавиш в свое «верхнее» положение немного замедляется. Но все же, действие далеко от того, которое вы получаете при игре на акустическом пианино. Поэтому если вы хотите в дальнейшем продолжить занятия на акустическом пианино, приобретать инструмент с полувзвешенной клавиатурой не рекомендуется.
По сути, это нечто среднее между синтезаторной и молоточковой клавиатурой, и подойдет тем, кто не хочет использовать более тяжелую взвешенную клавиатуру, или тем, кто часто переключается между звуками фортепиано и электронными звуками, отличными от фортепианных.
Полувзвешенная клавиатура обычно присутствует на музыкальных/синтезаторных рабочих станциях, аранжировочных станциях и некоторых портативных пианино (обычно в версиях с менее чем 88 клавишами).
Многие полувзвешенные клавиатуры имеют клавиши с заблокированным концом, которые выглядят как обычные клавиши пианино, и их легко спутать с молоточковыми клавишами.
Молоточковая клавиатура создана для имитации ощущений от нажатия на клавиши, возникающих при игре на акустическом инструменте. Для достижения этой цели производители добавили маленькие молоточки под (или позади) каждой клавиши, для воссоздания механического движения, подобного акустическому инструменту.
Однако не все клавиатуры молоточкового типа одинаковы. И бюджетный инструмент за 500 долларов и высококлассный инструмент за 5000 долларов могут иметь молоточковые клавиши, но все они будут иметь совершенно разные действия с разными ощущениями и уровнями реализма. Чем дороже инструмент, тем более сложна молоточковая система, используемая в нем. В высококлассных моделях часто присутствуют настоящие деревянные клавиши с механизмом, воссоздающим все нюансы действия акустического фортепиано, в том числе и внешний вид молоточков. Помимо этого, каждая клавиша (включая ту часть, которая находится за клавиатурой, которую вы не видите) гораздо длиннее, чем у недорогих цифровых инструментов. Это становится более важным по мере развития игровых навыков.
Чтобы хорошо начать развивать свою технику игры на фортепиано, учащийся должен почувствовать, что он нажимает на клавишу, чтобы сыграть ноту, а также испытать ощущение отталкивания клавиши вверх при возвращении в исходное положение. Невзвешенные клавиши не вызывают этого ощущения и приводят к тому, что, начиная впоследствии играть на акустическом инструменте, ученик испытывает затруднения. Ровность игры также может быть нарушена из-за того, что при игре на невзвешенной клавиатуре пальцы не набирают силу для перехода от одной клавиши к другой, что, в свою очередь, также влияет на динамический уровень и тон.
Если ваша цель - научиться играть на акустическом инструменте, очень важно практиковаться на взвешенной клавиатуре, а не на полувзвешенной или синтезаторной. Это единственный тип клавиатуры, который способствует развитию надлежащей силы пальцев и техники. Более того, это значительно упростит переход к акустическому фортепиано в дальнейшем.
В зависимости от звукового движка, каждое цифровое пианино обладает определенной полифонией — т.е., количеством доступных нот, которые могут быть воспроизведены одновременно. На самых дешевых клавиатурах вы найдете 32-нотную полифонию. В инструментах более высоких ценовых диапазонов полифония может достигать 64 (например, Casio CDP-S100), 120 (Korg C1 Air WH), 128 (Casio PX-770 BNC7), 192 (Casio Celviano AP-270 BNC7) и даже 256 нот (GewaDP300G, Casio Privia PX-870WEC7, Kurzweil CUP1-WHP).
Почему необходимо выбирать инструмент с более высокой полифонией?
Прежде всего, многие современные цифровые пианино используют стереосэмплы, которые могут требовать двух или более нот для каждой сыгранной клавиши. Кроме того, использование педали
сустейна, звуковых эффектов (реверберация, хорус), двойного режима (наслоение) и даже тикающего звука метронома требует дополнительных нот полифонии. Например, когда вы нажимаете педаль сустейна, самые ранние сыгранные ноты продолжают звучать, пока вы добавляете новые, поэтому пианино требуется больше памяти, чтобы все ноты звучали. Другой пример использования полифонии — это когда вы играете одновременно с воспроизведением произведения (также может быть ваше собственное записанное исполнение) или автоаккомпанементом. В этом случае потребуется полифония не только для играемых вами нот, но и для фоновой дорожки.
Полноразмерное цифровое пианино имеет 88 клавиш (семь октав и еще три клавиши). В силу широты диапазона и традиционности такое пианино является наиболее популярным вариантом.
В полноразмерной клавиатуре цифрового пианино, так же, как и в клавиатуре акустического инструмента, клавиши различаются по весу: клавиши верхних регистров легче, клавиши нижних регистров тяжелее.
Кроме того, необходимо заострить внимание на покрытии клавиш. На недорогих моделях присутствует пластиковое покрытие, тогда как на более дорогих наличествует матовое покрытие под слоновую кость и эбеновое дерево. Матовое покрытие предпочтительнее пластикового потому, что во время игры предотвращает возможность соскальзывания пальцев с клавиш.
Чтобы добиться реалистичного изменения громкости в зависимости от силы нажатия клавиш, более совершенные цифровые инструменты имеют функцию, известную как чувствительность к силе нажатия, которой для полноценного функционирования требуются два отдельных элемента:
С дешевыми клавиатурами, у которых нет ни того, ни другого, вы всегда будете слышать одну и ту же ноту с одинаковой громкостью, несмотря на силу нажатия клавиши.
С клавиатурами среднего уровня, которые могут только определять, насколько сильно вы нажимаете клавиши, вы будете слышать один и тот же сэмпл, воспроизводимый снова и снова, но с разной громкостью.
С хорошей клавиатурой, использующей сложный звуковой движок, вы получаете вариации не только громкости, но и атаки. А это создает максимальный уровень реализма в динамике вашей игры.
Функция автоаккомпанемента предоставляет возможность играть произведения как бы в сопровождении целого музыкального ансамбля или оркестра. Цифровые пианино с наличием этой функции (например, портативный Casio CDP-S350, корпусный Kurzweil KA150SR), содержат набор различных предварительно записанных паттернов автоаккомпанемента, при применении которых можно сыграть произведение в том или ином музыкальном стиле. В каждой партии автоаккомпанемента обычно присутствует барабанная и басовая партия, и ещё различные партии других инструментов. В инструментах с функцией автоаккомпанемента обычно присутствует более мощный секвенсор, который может быть использован не только для записи и прослушивания собственного исполнения, для разбора ошибок и технических неточностей в игре, но и для выстраивания собственных многодорожечных аранжировок. В цифровых пианино с функцией автоаккомпанемента наличествует расширенный набор тембров.
И для новичков, которые только начинают заниматься на инструменте, и для тех, кто хочет совершенствовать уже имеющиеся навыки, существует одна потенциально полезная функция —инструменты для обучения и тренировок, присутствующие во многих цифровых инструментах:
Мощность, качество и диаметр динамиков зависит от типа инструмента. Массивные корпусные цифровые пианино оснащены мощными динамиками хорошего качества, а в портативных инструментах ставятся небольшие динамики 6-12 Вт. Корме того, следует учесть, в каких условиях будет использоваться инструмент. Для занятий в домашних условиях будет достаточно мощности в 10-20 Вт (например, Casio PX-770). В случае, если планируются выступления, пианино с мощностью 60-100 Вт (например, Casio AP-650) будет хорошим вариантом для небольших помещений. Если же предполагается серьезная концертная деятельность в больших залах, качество акустической системы не будет столь важным, поскольку будет использоваться звукоусиливающая система.
По устройству корпусов цифровые пианино подразделяются на три категории:
CASIO CDP-S100
Портативные цифровые пианино также известны как «пианино плоского типа» и, вероятно, являются самым популярным типом цифрового пианино. Самым большим преимуществом этих инструментов является их конструкция. У них нет основания (подставки), и их можно относительно легко перемещать и хранить, когда они не используются.
На первый взгляд, они похожи на синтезаторы. Но основное их преимущество перед синтезаторами состоит в том, что портативные цифровые пианино имеют полноразмерную молоточковую клавиатуру из 88 клавиш. Это делает их значительно тяжелее невзвешенных клавиатур, хотя они все же намного легче акустических. По качеству звука цифровой инструмент также превосходит синтезатор благодаря более качественным сэмплам, большему количеству полифонии и более широкому динамическому диапазону.
Стандартное портативное цифровое пианино оснащено одной демпферной педалью (для важнейшей функции полифонии, о которой говорилось ранее). Некоторые инструменты имеют возможность подключения дополнительных педалей, которые продаются отдельно.
Цена - главная причина популярности портативных цифровых пианино. Как правило, корпусное цифровое пианино с такими же характеристиками (действие, звуковой движок и полифония) будет примерно на 20-40% дороже портативного.
CASIO Privia PX-770
Корпусные цифровые пианино современного вида (modern) - второй по популярности тип цифровых инструментов. Корпусные инструменты современного вида по сути являются такими же портативными пианино, оснащенными легким деревянным корпусом из ламинированного ДСП. Звуковая система корпусных пианино по качеству превосходит звуковую систему портативных инструментов. Кроме того, на деревянном корпусе имеется нижняя консоль, на которой располагаются три педали.
Корпусные инструменты также отличаются от портативных пианино не только своими размерами, но и весом. В отличие от портативных аналогов, корпусные инструменты не обладают мобильностью и не предназначены для перемещения.
Цены на корпусные цифровые пианино сильно различаются и во многом зависят от того, насколько цифровое пианино похоже на настоящий акустический инструмент. С повышением цены повышается и качество звучания и акустической системы, а также других элементов, которые делают процесс игры более аутентичным.
KURZWEIL CUP1-EP
Классические корпусные цифровые пианино – самый дорогой вид цифровых инструментов (не считая цифровых роялей). Эти инструменты наиболее приближены к акустическим фортепиано по внешнему виду и звучанию.
В отличие от корпусных пианино современного вида, корпусные классические инструменты обладают мощным деревянным корпусом, что является залогом более сильного и глубокого резонанса. Массивный деревянный корпус позволяет инструменту также иметь более качественную звуковую систему.
Так же, как и в корпусных пианино современного вида, в корпусных классических инструментах присутствуют три педали: Una Corda (мягкая педаль), Sostenuto (полудемпферная педаль для определенных нот) и Sustain (демпферная педаль для всех нот).
При выборе корпусного пианино вы сразу же получаете полноценный инструмент, в котором есть все необходимое для подлинного процесса игры. Благодаря элегантному дизайну, напоминающему акустический инструмент, корпусное цифровое пианино может стать настоящим украшением любого интерьера.